Главная » Статьи » Библиотека » Районная детская библиотека |
Между
Интернетом и печатной страницей По
материалам исследований о детском чтении. Говорят, что дети и
подростки стали меньше читать. Говорят, что электронные носители и средства
массовой культуры вытесняют книгу и что уже одиннадцать миллионов человек заболели
новой болезнью - интернетоманией. Говорят, что мы имеем совсем иной тип
культуры, чем 10-15 лет назад... Что же на самом деле? Посмотрим материалы
различных исследований. Новости оптимистические:
зарубежные исследователи констатируют, что, несмотря на интервенцию новых
носителей информации, книжная культура сохранила свое значение наряду с не
книжной: все так же много замечательных детских книг выпускается в
издательствах, и эта литература находит своего читателя. Интернет также может
послужить для пропаганды книги и чтения - появляется немало идей и проектов и
за рубежом, и у нас, посвященных этому. Факт: юный читатель все
больше дифференцируется, начиная с дошкольного детства: есть книжная элита,
есть (и их большинство) сторонники делового чтения, есть и аутсайдеры... Новости
пессимистические: в свободном, "для души" чтении юных читателей
заметен крен в развлекательные, облегченные жанры литературы. Социологи
бесстрастно констатируют, психологи, педагоги и библиотекари тревожатся, равно
как и те родители, которым еще есть дело до читательского развития их детей. Снижение уровня
читательской компетенции заметно уже в дошкольном детстве, в возрасте
"слушателя". Например, нынешние дети 5-6 лет разбираются в структуре
такого важного для читательского развития жанра, как народная волшебная сказка,
хуже, чем их ровесники несколько лет назад. Тому есть ряд причин: им меньше
читают, народную сказку они воспринимают с экрана нередко в искаженном,
переработанном в духе поп-культуры виде, с ней конкурируют ужастики, боевики и
реклама. Психологические исследования показывают, что "клиповая"
культура все больше вытесняет в сознании (и подсознании) детей традиционные
литературные и фольклорные жанры, происходит смешение элементов разных
культурных потоков. Визуальная (зрительная) форма предъявления информации, как
отмечают многие специалисты, формирует у детей поверхностное восприятие,
неспособность концентрировать внимание и самостоятельно осмыслить то, что
предъявляется. Калейдоскоп впечатлений завораживает, усыпляет. Воображение у
современных дошкольников, как показали экспериментальные исследования, менее
развито, чем у их сверстников десять лет назад. Правда, социологи с
телевидения спешат уверить, что дело не в пресловутом телевизоре: высокий
уровень творческих способностей показали как подростки, часто смотрящие
телепрограммы, так и совсем их не смотрящие. С книгой же дело обстоит куда
более однозначно (и оптимистично, добавим мы): чем больше читаешь, тем больше и
лучше развиваешься. Просматривается и другая
проблема: по данным библиотечных социологов, деловое чтение, то есть чтение для
выполнения учебного задания, имеет тенденцию постепенного перехода от
использования традиционных книжных форм к современным средствам: сидиромам (в
скором будущем и дивидиромам), Интернету и пр. Библиотеки, не освоившие эти
средства, могут, следовательно, потерять значительную часть читателей, а
значит, и возможность влияния на их читательское развитие. Зададимся непростым
вопросом: а каковы реальные возможности современной библиотеки в сфере развития
читательской компетенции? Может ли библиотекарь противостоять негативным
процессам в детском и подростковом чтении? Способна ли библиотека восполнить
то, что недодает ребенку семья, детский сад, школа? Ответ осторожно-оптимистический: в принципе может. Специальные занятия, направленные на приобщение к чтению, на развитие читательской культуры, позволяют вырастить талантливого Читателя. Такие программы уже есть. Например, Программа творческого развития ребенка в библиотеке Российской государственной детской библиотеки, "Ступеньки" Пермской областной детской библиотеки, "Филиппок" Свердловской областной детской библиотеки, "Радостное чтение" их коллег-земляков из Екатеринбурга, интересные программы для подростков и старшеклассников Мурманской областной детской библиотеки, Московской центральной городской детской библиотеки и многие другие. Нынешние дети развиваются очень быстро, если попадают в по-настоящему развивающую среду. Библиотека, детская и школьная, и должна стать такой радостной, насыщенной флюидами культуры и новейшими педагогическими технологиями средой. Подробнее о проблемах читательского развития и способах приобщения детей к чтению мы расскажем в следующих выпусках нашей рубрики. По материалам книги: Кабачек
О. Между Интернетом и печатной страницей // Первое сентября. - 2000. - N 8. - С.
3 | |
Просмотров: 799 | | |
Всего комментариев: 0 | |